«Лети, я песню допою».
В конце марта, малый зал Дворца культуры и спорта собрал под своим сводом неравнодушных людей, которые пришли отдать свою память, уважение и признание человеку, почётному гражданину г. Петровска- Забайкальского Н. М. Полянскому, сорок лет тому назад открывшему в нашем городе Детскую художественную школу. Её активная жизнедеятельность отразилась в ретроспективной выставке «Моя маленькая Академия», которая включила в себя работы учащихся Детской художественной школы, освоивших авторскую образовательную программу «Школа» класса преподавателя М.Г. Эрлих. Фундаментом идеи создания такой образовательной системы послужил не просто случай, а своевременное приобретение тогда ещё молодым педагогом Н.М Полянским уникальных учебных методических пособий. Что же это за пособия, которые до сих пор имеют огромную значимость не только для нашей школы, города, но и России? Дело в том, что грамотный, стоящий у истоков управления молодой преподаватель уже тогда глядел в будущее школы, её развитие. Он прекрасно понимал о необходимости наличия в его маленьком специализированном заведении гипсового академического фонда, который и приобрёл в первую очередь, не смотря ни на какие трудности. Гипсовые слепки включили в себя античные торсы, разных ракурсов фигуры экорше, мышцы рук, ног, декоративные розетки, детали архитектурных элементов, геометрические тела, объёмные головы античных богов и исторических лиц, полумаски, фигуры животных и многое другое. Все перечисленные учебные пособия являлись и являются важнейшей частью в обучении для подготовки учащихся к поступлению в художественные заведения второго и третьего звена. Молодой директор чётко осознавал, что главной задачей показательной школы является поступление даровитых детей в Средне-специальные и Высшие художественные заведения страны. Лично меня как преподавателя уже с 27летнем стажем такой же специфической работы, до сих пор удивляет, каким образом Николай Михайлович одновременно успевал заниматься хозяйственной частью по обустройству школы, личным творчеством и подготовкой детей в специализированные учебные заведения!? Ведь не секрет, что несколько учащихся из его самого первого выпуска, поступили в художественное училище и архитектурный институт. Но вернёмся к академическим слепкам. С детства мне хорошо помнится день, когда к деревянному зданию нашей любимой «Художки» подвезли большую груду различных по величине коробок, внутри которых, лежали обмотанные в серую упаковочную бумагу учебные гипсы. Весь этот драгоценный багаж с любовью и восхищением был уложен на широкие полки больших и широких ниш, которые смастерил своими руками наш любимый учитель. Стоит пояснить, что в то далёкое советское время в сказочно красивом городе Ленинграде существовал единственный на всю страну завод, выпускающий высококачественные, гипсовые учебные пособия для всех Художественных институтов, училищ, школ, изостудий Советского союза, включая в первую очередь главнейшее учебное заведение искусств Академию художеств. Ни одна школа искусств, бывшей Читинской области не имела такой уникальный подбор материала, который заказал по определённо составленному списку директор нашей школы Н. М. Полянский. Прошло уже много лет, и я часто думаю о том, какими силами и каким напором нужно было обладать, чтобы выбить, выколотить средства для такой массы пособий. Это был не просто поступок. Это был рывок в будущее, который позволил мне через 20 лет сознательно пойти на эксперимент, который я начала с первых лет работы в Художественной школе уже в качестве преподавателя. А начиналось всё с детства, впрочем, как и у многих людей, связанных с каким-то призванием, не зависимо от профессии.
Всё как в сказке. Минуло мне 12 лет. Уже не по праздному любопытству забегала я в распахнутые двери Художественной школы, а являлась её учащейся и, общаясь со своим учителем, часто спрашивала его: «Почему мы не рисуем гипсовые головы, которые лежат в больших нишах?» На что получала непростые, взрослые ответы, доведённые так до моего сознания, которые запомнились мне на долгие годы. «Понимаешь» - говорил мне Николай Михайлович, «для того, чтобы заняться этим делом, нужны не только преподаватели, но и качественные методики, ориентированные на возрастную категорию учащихся, которых у меня нет. Я один, на мне вся школа, творчество, семья, всё это забирает много времени». В этот период он занимался офортами на тему декабристов в Петровском заводе и часто показывал их мне вечерами, задерживаясь в школе.
«Научить академическому рисунку детей самое сложное и самое трудное дело, требующее огромного количества времени сил и энергии. Самое главное это написание методик, которые позволят продвинуть вперёд уровень школы. Вот вырастешь и напишешь, было бы желание» – отвечал он одновременно с улыбкой и задорным смехом на один и тот же вопрос настырной ученицы. И желание появилось, как не странно. В школу пришла работать уже с конкретной целью. Открыла ниши. К моему удивлению слепки лежали так, как и лежали ровно 20 лет тому назад. Открывая и закрывая, открывая и вновь закрывая их, я с ужасом думала, как к этому всему подступиться. Опыта работы не было, помощников тоже, адоптироваться на старую школу обучения не было смысла, так как она уже трещала по швам и требовала обновления, согласно времени. Для начала мне пришлось многократно перечитывать специализированные книги, представляющие собой канонический ход обучения академическому рисунку. Написано было много, да толку мало. Вся литература была ориентирована на студентов Художественных институтов, а это было неприемлемо для практической работы с десятилетними дарованиями. Три года мне понадобилось только для того, чтобы самой придумать метод, который подготавливал, а затем развивал у рёбёнка объёмно – конструктивное мышление. Вот так начиналась моя научно – педагогическая работа, которая потянула за собой столько различного материала, который пришлось постепенно внедрять в виде экспериментальной работы, апробировать с учениками на каждом уроке в течение несколько лет. Было трудно, но очень интересно, и сходить с нового пути, который начал открываться мне и детям, давать свои первые положительные результаты, я уже не собиралась. Втянувшись в работу, ещё долгое время не осознавала, что положила начало уникальной системы художественного образования, которого на сегодняшний день нигде нет. Разработанные мною 32 авторские методики сначала переплетались, цеплялись друг за друга, высеивались от лишнего, отшлифовывались и наконец-то постепенно улеглись в стройную образовательную систему под названием «Школа». Чтобы запустить в учебный процесс механизм новоявленной синтезированной образовательной программы, было необходимо обкатать её на трёх выпусках учащихся, что и было сделано мною с учениками в течение 15 лет. Венцом программы, полным логическим её завершением являются выполненные учащимися двадцать различных по смысловому содержанию музыкально - художественных циклов, которые время от времени представлялись и представляются жителям нашего города под сводом «Малого зала» Дворца культуры и спорта. Созданная система позволила более тридцати учащимся моего класса поступить и успешно окончить различные Художественные заведения России, о которых я неоднократно писала в своих статьях. Все успехи моих выпускников, работающих в различных сферах дизайна, я связываю с человеком, который в далёких семидесятых годах осуществил два великих и своевременных, на мой взгляд, дела. Первое – открыл для детей нашего города Художественную школу и второе – выписал и закупил для неё высококачественные учебные академические пособия. На юбилейной выставке перед зрителями предстали работы учащихся всего лишь из трёх созданных мною методик по академическому рисунку гипсовой головы, портрета, фигуры человека с натуры. Отобранные 59 работ, представшие перед посетителями выставки выполнены учащимися, которые обучались и полностью освоили авторскую образовательную программу «Школа». Вот их имена: Женя Евдокимов, Настя Колобкова, Маша Кондратьева, Нина Санталова, Паша Литвинцев, Вася Хлебодаров, Лена Иванова, Женя Барышева, Лера Скрыпай, Катя Клубович, Юля Шиханова, Лена Рычкова. Выставка не ограничилась одним просмотром вывешенных по стенам родного для нас «Малого зала» уже готовых работ. У всех посетителей юбилейного вернисажа была уникальная возможность просмотреть видеозаписи уроков, то есть увидеть самостоятельное выполнение учащимися рисунка гипсовой головы, портретов, фигуры человека с натуры, которые и были представлены на выставке.
В заключение хочется сердечно поблагодарить родителей, учеников, моих студентов, приехавших из другого города, работников и администрацию культуры, Дворца культуры и спорта, жителей нашего города, которые пришли на юбилейную выставку почтить память Н. М. Полянского, а также поддержать непростую песню, которую продолжаю петь когда-то давно начатой моим любимым учителем.
Преподаватель Муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Детская художественная школа имени Николая Михайловича Полянского»
М.Г. Эрлих
март 2014 года.