Библиотека и школа в продвижении чтения.
Библиотека и школа в продвижении чтения.
Россию уже давно не называют «самой читающей страной в мире». Хуже того: в перспективе специалисты прогнозируют дальнейшее снижение интереса к печатному художественному слову, поскольку подрастающее поколение особой любви к чтению не питает. Сегодня книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом. Зачем читать, когда можно посмотреть или послушать? Но если мы хотим вырастить интеллектуально полноценное, активное, творческое поколение – мы должны научить их читать! Потребность в чтении не возникает сама по себе, она закладывается годами, огромное значение при этом имеет отношение к чтению родителей, а также кропотливый труд воспитателей детских садов, планомерная работа учителей и, конечно, библиотекарей. И только крепкое партнерство всех звеньев этой цепи может дать положительный результат.
17 апреля в Межпоселенческой центральной библиотеке Сретенского района состоялся межведомственный семинар «Образование и культура в продвижении чтения: проблемы, достижения и перспективы», объединивший представителей учреждений дошкольного, общего и среднего образования, а также учреждений культуры Сретенского района. Работу семинара открыла начальник отдела культуры администрации МР «Сретенский район» Л.В. Прокошева. Отметив актуальность темы семинара, а также установившиеся крепкие творческие связи между учреждениями культуры и образования нашего района, пожелала участникам семинара плодотворной работы и выработки конструктивных предложений в ходе его работы.
Решение проблем продвижения чтения невозможно без государственной поддержки. В 2017 году распоряжением Правительства РФ была принята Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, определившая основные цели, задачи, проблемы и этапы формирования программы поддержки чтения. Основные направления данной Концепции были освещены директором Межпоселенческой центральной библиотеки Сретенского района О.В. Винской.
В тематике обсуждаемых вопросов на семинаре прослеживалось взаимодействие заинтересованных учреждений на всех этапах становления ребенка как читателя. Воспитатели учреждений дошкольного образования считают, что приобщать ребенка к чтению нужно как можно раньше. Воспитатель Сретенского дошкольного учреждения Д/С № 1 Н.А. Кутенкова поделилась своим опытом работы с малышами по привлечению их интереса к книге, обратив внимание на то, что психологи советуют начинать читать книги еще не рождённому ребенку, что и практикуется в некоторых странах. Продолжив тему работы с дошкольниками в данном аспекте, воспитатель дошкольной группы МОУ Сретенской ООШ № 2 Е.С. Федорова поддержала коллегу, представив преимущества чтения. Особо обратила внимание на отрицательное влияние потоков негативной информации при бесконтрольном просмотре программ телевидения и интернета на неокрепшее сознание ребенка.
Большую роль в приобщении к чтению играет семья. В этом важном процессе, родители – основные проводники между ребенком и книгой. Значимый фактор приобщения к чтению юного читателя – это работа библиотеки с родителями. Своим опытом работы в этом направлении поделилась библиотекарь ГДБ п. Кокуй О.Г. Лоншакова. Данная библиотека ведет активную работу по продвижению чтения через семью, организуя различные семейные вечера, встречи, праздники. Используя партнерские связи с детским садом, проводят совместные мероприятия с привлечением родителей.
Одним из важных звеньев в системе по продвижению чтения играют школьные библиотеки. Являясь частью образовательной системы, они связывают библиотечную деятельность с педагогической. Интересным опытом работы поделилась с участниками семинара педагог – библиотекарь МОУ КСОШ № 2 О.Н. Смирнова. Ею был отмечен живой отклик среди юных читателей на, ставший уже традиционным, чемпионат по чтению вслух «Страница..». Идею проведения такого чемпионата поддержала ее коллега – педагог – библиотекарь МОУ Сретенской СОШ № 1 А.А. Березина, уже дважды организовавшей проведение такого чемпионата в своем учебном заведении. В своей работе школьные библиотекари активно используют новые формы мероприятий, адаптируя их к условиям школы.
Считается, что во многом падение интереса к чтению вызвано достижениями современных технологий. Но вместе с тем, если ими правильно пользоваться, они наоборот, помогут привлечь к чтению. Это инструмент, который способен развить не только возможности, но и мотивацию к чтению. Библиотекарь программист МУК МЦБ Сретенского района Л.Ю. Крутских представила преимущества, которые нам дает использование в работе электронных ресурсов. И хотя «минусов» у этих достижений немало, в своей работе нужно использовать все доступные средства.
В рамках подготовки к семинару, с целью выяснить отношение наших молодых людей к чтению и книге, сотрудниками МУК МЦБ было проведено социологическое исследования «Что значит книга для меня?» среди старшеклассников Сретенского района и студентов Педагогического колледжа г. Сретенска. Его итоги были представлены библиотекарем МУК МЦБ Сретенского района А.А. Касьяновой. Анализ полученных данных весьма обнадеживает: чтение среди молодого поколения занимает достаточно весомую часть свободного времени. Вопреки существующему мнению, наша молодежь, в большинстве своем, читает и классику, и произведения современных авторов, знакома с творчеством забайкальских писателей.
Широкий спектр вопросов работы по привлечению читателей был освещен представителями муниципальных библиотек района. Своими находками по оформлению библиотечного пространства поделилась библиотекарь с. Усть – Наринзор Л.Н. Рузанова, рационально использующая буквально каждый уголок помещения своей библиотеки, делая его как можно удобнее и привлекательнее для пользователей. Сельским библиотекарем с. Дунаево В.А. Гробовой были представлены интересные формы работы, практикуемые ей в своей деятельности. Библиотекарь с. Молодовск И. С. Бушина рассказала о свой работе в помощь школьной программе.
В заключительной информационной части семинара ярким моментом стало представление сотрудниками центральной детской библиотеки г. Сретенска работы клубных объединений. Н.В. Домашонкина рассказала о многолетней работе клуба для подростков «Серебряная лира». Клуб художественного выразительного чтения «Живое слово» представили его руководитель – О.В. Филиппова и его активные участники, продемонстрировав участникам семинара прекрасное владение мастерством декламирования.
Семинар закончил свою работу, организаторы поблагодарили всех принявших участие в работе семинара и выразили уверенность в том, что лучший опыт работы будет принят на вооружение коллегами. Важно сохранить партнерство между учреждениями культуры и образования, так как это дает нам более широкие возможности по созданию качественной информационной поддержки молодого поколения, формированию устойчивого интереса к книге и чтению.
Методист МУК МЦБ Л.Н. Овчаренко